Фиест - характеристика литературного героя
ФИЕСТ — герой трагедии Л.Аннея Сенеки «Фиест» (о датировке см. статью «Медея»). Древность знала пятнадцать трагедий, посвященных судьбе несчастного сына Пелопса, но до нас дошла только трагедия Сенеки; от остальных остались настолько незначительные фрагменты, что определить отношение образа Ф. у Сенеки к прототипам достаточно сложно. Очевидно, однако, что характер главного героя полностью самостоятелен и независим от предшественников: Сенека делает его проповедником истин стоической философии, мало смущаясь противоречиями, которые возникают при столкновении сюжета с этими истинами. Ф. обманно призван своим братом Атреем, чтобы разделить с ним царскую власть, а у последнего были причины для ненависти к Ф.: тот похитил у Атрея золо-торунную овцу, обладатель которой имел право на царскую власть в Микенах, соблазнив его жену Аэрону и заставив сомневаться в том, действительно ли Агамемнон и Менелай -его дети). Атрей изображен как циничный и жестокий тиран, некоторые его реплики напоминают Тиберия («Пусть убивает мягкий владыка; в моем царстве смерть — предмет желания»; преемник Августа сказал о Карвилии, покончившем с собой в тюрьме: «Он ускользнул от меня»). Ф. чувствует, что его ждут несчастья, и не желает идти на призыв брата; при этом он настолько привык к нищете и несчастьям, что уже и не желает царской власти: «Преступления не входят в хижины; безопасную чашу берут со скудного стола, а яд пьют из золота». Сын Ф. Тантал, радующийся перемене жребия отца, уговаривает его спешить и не отказываться от милостей брата. Ф. боится за детей, предчувствует нечто ужасное. Он ласково и благодарно приветствует Атрея, желая победить его великодушием, и вручает ему детей как залог верности. Атрей убивает детей брата, как жрец — жертву, у алтаря, невзирая на жуткие предзнаменования, исполнив все положенные обряды, и готовит страшную трапезу для брата. Описания пира (как пристрастное — Атрея, так и незаинтересованное — вестника) обнажают гнусное зрелище, несовместимое с той высокой мудростью, которую Ф. высказывал при своем появлении: «Отец разрывает сыновей, жует гибельным ртом свое собственное тело». После трапезы Ф. вновь во власти своих мрачных предчувствий. Атрей раскрывает ему истину, и он, окончательно сломленный, молит о смерти — или для обоих, или хоть для себя. Конец трагедии плохо согласуется с остальным ее содержанием: Атрей объявляет Ф., что тот сам готовил ему подобную участь и лишь был опережен (на что вовсе нет намеков в прочих частях и что выглядит явным противоречием: микенский царь не мог упустить это обстоятельство, рассуждая с наперсником о своей мести). Возможно, это влияние одного из прототипов: известно, что у Акция Ф. возвращался со злобными замыслами по отношению к брату. Противоречия образа Ф. в трагедии никак не мотивированы, и с точки зрения драматической техники они могли бы оправдать самую жесткую критику в адрес Сенеки.
Лит.: Г.Буассье. Оппозиция светских людей // Г.Буассье. Оппозиция при Цезарях. СПб., 1993; Ranke L. TragodienSenecas // Abhandlungen und Versuche.
Senecas // Abhandlungen und Versuche. Leipzig, 1888.
Лит.: Г.Буассье. Оппозиция светских людей // Г.Буассье. Оппозиция при Цезарях. СПб., 1993; Ranke L. TragodienSenecas // Abhandlungen und Versuche.
Senecas // Abhandlungen und Versuche. Leipzig, 1888.