Рассказ «Судьба человека»
Рассказ М.А.Шолохова «Судьба человека» (1956— 1957) — это рассказ о невосполнимых утратах, о человеческом горе и о вере в жизнь, в человека. «Кольцевая» композиция рассказа (встреча с Андреем Соколовым и его приемным сыном Ванюшкой у переправы через весеннюю разлившуюся реку в начале, прощание в конце с мальчиком и «чужим», но ставшим теперь близким человеком) не только как бы замыкает в единый круг сопережитого все рассказанное о своей жизни Соколовым, но и позволяет с огромной силой выделить ту неутраченную человечность, которая красила и возвышала героя Шолохова.
В «Судьбе человека» нет частной истории, частного происшествия. Из истории жизни Андрея Соколова автором отбирается только то, что позволяет осмыслить отдельную человеческую жизнь в связи с трагической сущностью эпохи. Это позволяет показать всю несовместимость доброго, мирного, пронзительно человечного — и бездушно-жестокого, варварски беспощадного отношения к людям.
В рассказе звучат два голоса: «ведет» Андрей Соколов, он рассказывает свою жизнь; автор — слушатель, случайный собеседник: он то обронит вопрос, то скажет слово там, где нельзя молчать, где надо прикрыть чужое несдержанное горе. А то вдруг прорвется, заговорит в полную силу потревоженное болью сердце его… Автор-повествователь в рассказе Шолохова становится активно действующим и воспринимающим лицом. Автор помогает читателям не только пережить, но и осмыслить одну человеческую жизнь как явление эпохи. Увидеть в ней огромное общечеловеческое содержание и смысл. Приглушенное напоминание «о вечном утверждении живого в жизни» возвращает нас к одной из самых сокровенных тем, проходящих через все творчество Шолохова. В «Судьбе человека» она предваряет рассказ Андрея Соколова о том, как в чужой немецкой земле он «похоронил последнюю свою радость и надежду» — сына Анатолия. Как остался в полном одиночестве… Как нашел в донской станице Ванюшу. «Ночью то погладишь его сонного, то волосики на вихрах понюхаешь, и сердце отходит, становится мягче, а то ведь оно у меня закаменело от горя...»
Повествование как бы переводится из трагически безнадежного в тональность, пронизанную верой и надеждой. Но в рассказе Шолохова прозвучал еще один голос — звонкий, чистый детский голос, казалось не ведающий полной меры всех бед и несчастий, выпадающих на человеческую долю. Тема оскорбленного детства издавна в русской литературе была одной из наиболее беспокойных, трагически напряженных тем. Само понятие человеческого, шла ли речь об обществе, об отдельном ли человеке, остро, ярко выявлялось в отношении к детству. Не было более страшного и непрощаемого преступления, чем преступление перед беззащитным детством.
В «Судьбе человека» осуждение войны, фашизма — не только в истории Андрея Соколова. С не меньшей силой проклятия звучит оно и в истории Ванюши. Высокий гуманизм пронизывает короткую повесть о погубленном детстве, о детстве, которое так рано узнало горе и расставание.
Сила добра, красота человеческого открываются в Соколове, в том, как он увидел малыша, в его решении усыновить Ванюшу.
расота человеческого открываются в Соколове, в том, как он увидел малыша, в его решении усыновить Ванюшу. Он возвращал детству радость, он заслонял его от боли, страдания и скорби. Казалось, война все вычерпала из этого человека, он все утратил. Но в страшном одиночестве он остался человеком. Именно здесь, в отношении Андрея Соколова к детству, Ванюше, была одержана победа над античеловечностью фашизма, над разрушениями и утратами — неизбежными спутниками войны. Конец рассказа предваряет неторопливое авторское раздумье — раздумье много видевшего и знающего в жизни человека: «И хотелось бы думать, что этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит и около отцовского плеча вырастет тот, который, повзрослев, сможет все вытерпеть, все преодолеть на своем пути, если к этому позовет его родина».
В этом раздумье утверждение величия и красоты истинно человеческого. Прославление мужества, стойкости, прославление человека, устоявшего под ударами военной бури, вынесшего невозможное. Эти две темы — трагического и героического, подвига и страдания — все время сплетаются в рассказе Шолохова, образуя единство, определяя многое в жанре и стиле его. В рассказе довольно заметно деление на части внутри единого целого. Легко различаются и по своему содержанию, и по эмоционально-смысловой тональности начало рассказа — вступление, три части рассказа Андрея Соколова и финальная сцена. Деление на части поддерживается чередованием голоса рассказчика и автора-повествователя.
В начальном описании возникает мотив тяжелой дороги. Сначала это дорога автора, который должен был ехать по каким-то своим неотложным делам. Описание дороги автора подготавливает появление Андрея Соколова и Ванюши. Ведь и они шли по такой же дороге, да еще все время 478 литература пешком. Постепенно мотив трудной дороги перерастает в напряженный рассказ о тяжком жизненном пути, о судьбе человека на дорогах войны. Не раз прозвучит в рассказе об этой дороге определение «тяжело»: «Тяжело мне, браток, вспоминать, а еще тяжелее рассказывать о том, что довелось пережить...» В каждой части рассказа Андрея есть своя внутренняя завершенность содержания, в то же время в каждой из них звучат общие мотивы; повторяясь, они придают всему трагедийную напряженность переживаний.
Автор показывает читателям все новые и новые стороны характера Андрея Соколова в самых разных сферах жизни: семейной, солдатской, фронтовой, в отношениях с товарищами, в плену и т.д.
Герой рассказа словно бы и не совершал подвигов. Во время пребывания на фронте «два раза… был ранен, но оба по легости». Но цепь эпизодов, созданных писателем, в полной мере проявляют то непоказное мужество, человеческую гордость и достоинство, которые были так под стать всему облику этого простого, обыкновенного человека.
Идеология фашизма и войны связываются в рассказе Шолохова как реальное воплощение конкретного зла. Зла, которое может и должно быть преодолено. В судьбе Андрея Соколовас этим страшным злом вступило в битву все доброе, мирное, человеческое.
с этим страшным злом вступило в битву все доброе, мирное, человеческое. Мирный человек оказался сильнее войны. Он устоял под сокрушающими ударами самой страшной бури и вышел из нее победителем.
В «Судьбе человека» нет частной истории, частного происшествия. Из истории жизни Андрея Соколова автором отбирается только то, что позволяет осмыслить отдельную человеческую жизнь в связи с трагической сущностью эпохи. Это позволяет показать всю несовместимость доброго, мирного, пронзительно человечного — и бездушно-жестокого, варварски беспощадного отношения к людям.
В рассказе звучат два голоса: «ведет» Андрей Соколов, он рассказывает свою жизнь; автор — слушатель, случайный собеседник: он то обронит вопрос, то скажет слово там, где нельзя молчать, где надо прикрыть чужое несдержанное горе. А то вдруг прорвется, заговорит в полную силу потревоженное болью сердце его… Автор-повествователь в рассказе Шолохова становится активно действующим и воспринимающим лицом. Автор помогает читателям не только пережить, но и осмыслить одну человеческую жизнь как явление эпохи. Увидеть в ней огромное общечеловеческое содержание и смысл. Приглушенное напоминание «о вечном утверждении живого в жизни» возвращает нас к одной из самых сокровенных тем, проходящих через все творчество Шолохова. В «Судьбе человека» она предваряет рассказ Андрея Соколова о том, как в чужой немецкой земле он «похоронил последнюю свою радость и надежду» — сына Анатолия. Как остался в полном одиночестве… Как нашел в донской станице Ванюшу. «Ночью то погладишь его сонного, то волосики на вихрах понюхаешь, и сердце отходит, становится мягче, а то ведь оно у меня закаменело от горя...»
Повествование как бы переводится из трагически безнадежного в тональность, пронизанную верой и надеждой. Но в рассказе Шолохова прозвучал еще один голос — звонкий, чистый детский голос, казалось не ведающий полной меры всех бед и несчастий, выпадающих на человеческую долю. Тема оскорбленного детства издавна в русской литературе была одной из наиболее беспокойных, трагически напряженных тем. Само понятие человеческого, шла ли речь об обществе, об отдельном ли человеке, остро, ярко выявлялось в отношении к детству. Не было более страшного и непрощаемого преступления, чем преступление перед беззащитным детством.
В «Судьбе человека» осуждение войны, фашизма — не только в истории Андрея Соколова. С не меньшей силой проклятия звучит оно и в истории Ванюши. Высокий гуманизм пронизывает короткую повесть о погубленном детстве, о детстве, которое так рано узнало горе и расставание.
Сила добра, красота человеческого открываются в Соколове, в том, как он увидел малыша, в его решении усыновить Ванюшу.
расота человеческого открываются в Соколове, в том, как он увидел малыша, в его решении усыновить Ванюшу. Он возвращал детству радость, он заслонял его от боли, страдания и скорби. Казалось, война все вычерпала из этого человека, он все утратил. Но в страшном одиночестве он остался человеком. Именно здесь, в отношении Андрея Соколова к детству, Ванюше, была одержана победа над античеловечностью фашизма, над разрушениями и утратами — неизбежными спутниками войны. Конец рассказа предваряет неторопливое авторское раздумье — раздумье много видевшего и знающего в жизни человека: «И хотелось бы думать, что этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит и около отцовского плеча вырастет тот, который, повзрослев, сможет все вытерпеть, все преодолеть на своем пути, если к этому позовет его родина».
В этом раздумье утверждение величия и красоты истинно человеческого. Прославление мужества, стойкости, прославление человека, устоявшего под ударами военной бури, вынесшего невозможное. Эти две темы — трагического и героического, подвига и страдания — все время сплетаются в рассказе Шолохова, образуя единство, определяя многое в жанре и стиле его. В рассказе довольно заметно деление на части внутри единого целого. Легко различаются и по своему содержанию, и по эмоционально-смысловой тональности начало рассказа — вступление, три части рассказа Андрея Соколова и финальная сцена. Деление на части поддерживается чередованием голоса рассказчика и автора-повествователя.
В начальном описании возникает мотив тяжелой дороги. Сначала это дорога автора, который должен был ехать по каким-то своим неотложным делам. Описание дороги автора подготавливает появление Андрея Соколова и Ванюши. Ведь и они шли по такой же дороге, да еще все время 478 литература пешком. Постепенно мотив трудной дороги перерастает в напряженный рассказ о тяжком жизненном пути, о судьбе человека на дорогах войны. Не раз прозвучит в рассказе об этой дороге определение «тяжело»: «Тяжело мне, браток, вспоминать, а еще тяжелее рассказывать о том, что довелось пережить...» В каждой части рассказа Андрея есть своя внутренняя завершенность содержания, в то же время в каждой из них звучат общие мотивы; повторяясь, они придают всему трагедийную напряженность переживаний.
Автор показывает читателям все новые и новые стороны характера Андрея Соколова в самых разных сферах жизни: семейной, солдатской, фронтовой, в отношениях с товарищами, в плену и т.д.
Герой рассказа словно бы и не совершал подвигов. Во время пребывания на фронте «два раза… был ранен, но оба по легости». Но цепь эпизодов, созданных писателем, в полной мере проявляют то непоказное мужество, человеческую гордость и достоинство, которые были так под стать всему облику этого простого, обыкновенного человека.
Идеология фашизма и войны связываются в рассказе Шолохова как реальное воплощение конкретного зла. Зла, которое может и должно быть преодолено. В судьбе Андрея Соколовас этим страшным злом вступило в битву все доброе, мирное, человеческое.
с этим страшным злом вступило в битву все доброе, мирное, человеческое. Мирный человек оказался сильнее войны. Он устоял под сокрушающими ударами самой страшной бури и вышел из нее победителем.