Сочинение по рассказам Шолохова и Бабеля
Отдавая дань романтическим сюжетам Гражданской войны писатели в этих лучших своих произведениях одновременно показывали бесчеловечность Гражданской войны, прославляли народные (общечеловеческие) ценности. Михаил Шолохов написал интересный рассказ «Жеребёнок» по мотивам Гражданской воны. В этом рассказе мы наблюдаем как люди малообразованные, невежественные, «одичавшие» от многолетней бойни проявляют свои человеческие качества – любовь к животным (лошади).
У лошади красногвардейца Трофима родился жеребёнок. Но это несчастное создание родилось не в то время «Нашла время, нечего сказать», c горькой обидой произнёс Трофим своей кобыле. Эскадронный приказал «пристрелить» жеребёнка. Трофим не смог этого сделать.
Неведомо жеребёнку, что он появился на свет в смертельно тяжелое время, но своим появлением растопил, закаленное суровостью в неуёмном пожаре войны, сердце эскадронного: Черт с ним! Пущай при матке живёт. И командующий титьку сосал, и мы сосали, раз обычай такой, ну, и шабаш!
Жеребёнок всюду таскался за своей матерью, рыжей кобылок, и даже в боях он не отбегал, а топтался здесь же, среди страшного убийства людей, свиста пуль, но природа брала своё, он искал защиты рядом с матерью. И своим присутствием он «наводит панику в бою… гляну на него, и рука дрожит… рубить не могу, вид у него домашний, а на войне подобное не полагается…» Это маленькое существо даже в страшном жестоком бою будит в людях сердечность, доброту, «сердце из камня обращается в мочалку…».
Жеребёнок был рядом с матерью даже, когда переправлялись через реку. Трофим наблюдал как плыл он толчками, то высоко выбрасываясь их воды, то окунаясь так, что едва виднелись ноздри. И когда жеребёнок жалобно заржал, то не выдержал Трофим, этот крик полоснул его по сердцу, « пять лет войны сломало, сколько раз смерть по-девичьи засматривала ему в глаза, и хоть бы что, а тут побелел до пепельной синевы, и ухватив весло, направил лодку против точения, туда где в коловерти кружился обессилевший жеребёнок.
Это маленькое существо не оставило равнодушным ни одного бойца, и когда Трофим бросился за уже раненым жеребёнком, оставив свою кобылу, на другом вражеском берегу, офицер в парусиновой рубахе гаркнул: «Прекратить стрельбу!»
И пока Трофим вытаскивал жеребёнка ни один выстрел не раздался. И даже когда уже подстреленный на берегу Трофим корчился от боли офицерской пули, «и жесткие посиневшие губы, пять лет не целовавшие детей, улыбались и пенились кровью».
В рассказе Бабеля «Конармия» в новелле «История одной лошади» автор показывает привязанность Хлебникова, командира первого эскадрона, к белому жеребцу. Начдив Савицкий забирает у Хлебникова его коня и в замен даёт вороную кобылёнку. Обиженный Хлебников «держал кобылёнку в чёрном теле, жаждал мести « за своего жеребца. Он даже написал прошение начальнику штаба о возращение ему своего коня, настолько полюбившегося Хлебниковым. И когда Савицкий всёже не вернул ему коня, обиженный до глубины души Хлебников, разгневанный такой несправедливостью, пишет заявление о выходе из Коммунистической партии.
праведливостью, пишет заявление о выходе из Коммунистической партии. В этом заявлении написано было очень много: «Коммунистическая партия – основана, полагаю, для радости и твёрдой правды беспредела… «. Он объяснял какой ценой дался ему жеребец, как он его выхаживал, сколько положил сил.
Автор рассказа показывает как в такое жестокое, смертельное время человек находит силы проявлять душевные качества – «я есть до серых коней охотник и положил на них силы…», «я могу чувствовать его бессловесную нужду …», «писать это заявление со слезами, которое не подобает бойцу, но текут бесперечь и секут сердце, засекая сердце в кровь…» Обида за несправедливо взятую у него лошадь, переполняла человека на столько, что Хлебников даже освидетельствовался в медкомиссии и ушёл из армии как инвалид.
Так в рассказах Шолохова и Бабеля были показаны через Трофима и Хлебникова настоящие человеческие, душевные качества, которые проявлялись у людей даже в такое страшное, жестокое время Гражданской войны.
Михаил Александрович Шолохов пришел в литературу с яркими, самобытными и суровыми произведениями о гражданской войне. Революция взломала и перевернула старый мир, и из глубины общества к свету, творчеству, созиданию нового вышли миллионы отвергнутых старым миром людей, утверждавших теперь свое право не только на существование, но и на мир, и на землю, и на свободу, и на труд. Этот новый строящийся мир оказался жестоким к тем, кто лишился богатства и привилегий, и потому цепляющимся за все, что было в прошлом в их руках: за собственность, власть, души людские.
На Дону, как и по всей России, новое схлестнулось со старым в смертельной схватке. Красные, по представлению многих станичников, «вторглись в казачий исконный быт врагами, жизнь дедову, обычную, вывернули наизнанку, как порожний карман» («Чужая кровь»). Но уже пробивались и утверждались, насаждались и укреплялись новые мысли и чувства, новые отношения между людьми. С обидой неизбывной, «как полынь на ветру», живет старый Гаврила. Кажется, все пропало: «… ломала скотина базы, гнили стропила раскрытого бурей катуха», когда стало понятно, что сын не вернется, сгинул он вместе с войском Деникина, отступающим к Новороссийску. Но человеческое сердце способно на многое, и постепенно «прикипело» оно к спасенному и выхоженному продразверстнику. Простой парень, рабочий-большевик вовлекает стариков в новую жизнь.
В рассказе «Червоточина» показана диаметрально противоположная ситуация. Из зажиточной семьи уходит младший сын Степка в ряды комсомольцев. Мучается парень, когда видит жадность и злобу отца. Их пути все больше и больше расходятся. «Откололась от него семья!» И чувствует Степка, что «в сердце нет уже ни прежней кровной любви, ни жалости к этому беспощадному человеку, который зовется его отцом». Гибнет же Степка со святой верой во всеобщее счастье.
Никого не обошла эта жестокая борьба. В нее втянуты все: старики, женщины, дети. Диву даешься, как кто-то мог уцелеть в этой кровавой мешанине («Нахаленок»).
. В рассказе «Шибалково семя» Шолохов показывает, что жизнь идет вперед независимо от катастроф. Ее невозможно остановить, она мудрее любых людских теорий. Дети рождаются даже в перерывах между сражениями, жизнь торжествует над смертью. Она учит гуманизму самых завзятых вояк.
«— За ноги его да об колесо! Что ты с ним страдаешь, Шибалок? — говорили, бывало, казаки.
А мне жалко постреленка до крайности. Думаю: «Нехай растет, батьке вязы свернут — сын будет власть советскую оборонять. Все память по Якову Шибалку будет, не бурьяном помру, потомство оставлю...» Заканчивается рассказ пророческой фразой: «Он у нас трошки из большевиков, кусаться — кусается, нечего греха таить, а слезу из него не вышибешь!..»
Впоследствии в своих произведениях о Великой Отечественной войне Шолохов покажет стойкость и героизм этих людей, рожденных гражданской войной, выросших в трудные годы социалистического строительства. Именно это поколение отстояло и сохранило свободу и независимость в смертельной схватке с фашизмом. А истоки и сила этого героизма там, в гражданской войне, так гениально показанной Шолоховым.
У лошади красногвардейца Трофима родился жеребёнок. Но это несчастное создание родилось не в то время «Нашла время, нечего сказать», c горькой обидой произнёс Трофим своей кобыле. Эскадронный приказал «пристрелить» жеребёнка. Трофим не смог этого сделать.
Неведомо жеребёнку, что он появился на свет в смертельно тяжелое время, но своим появлением растопил, закаленное суровостью в неуёмном пожаре войны, сердце эскадронного: Черт с ним! Пущай при матке живёт. И командующий титьку сосал, и мы сосали, раз обычай такой, ну, и шабаш!
Жеребёнок всюду таскался за своей матерью, рыжей кобылок, и даже в боях он не отбегал, а топтался здесь же, среди страшного убийства людей, свиста пуль, но природа брала своё, он искал защиты рядом с матерью. И своим присутствием он «наводит панику в бою… гляну на него, и рука дрожит… рубить не могу, вид у него домашний, а на войне подобное не полагается…» Это маленькое существо даже в страшном жестоком бою будит в людях сердечность, доброту, «сердце из камня обращается в мочалку…».
Жеребёнок был рядом с матерью даже, когда переправлялись через реку. Трофим наблюдал как плыл он толчками, то высоко выбрасываясь их воды, то окунаясь так, что едва виднелись ноздри. И когда жеребёнок жалобно заржал, то не выдержал Трофим, этот крик полоснул его по сердцу, « пять лет войны сломало, сколько раз смерть по-девичьи засматривала ему в глаза, и хоть бы что, а тут побелел до пепельной синевы, и ухватив весло, направил лодку против точения, туда где в коловерти кружился обессилевший жеребёнок.
Это маленькое существо не оставило равнодушным ни одного бойца, и когда Трофим бросился за уже раненым жеребёнком, оставив свою кобылу, на другом вражеском берегу, офицер в парусиновой рубахе гаркнул: «Прекратить стрельбу!»
И пока Трофим вытаскивал жеребёнка ни один выстрел не раздался. И даже когда уже подстреленный на берегу Трофим корчился от боли офицерской пули, «и жесткие посиневшие губы, пять лет не целовавшие детей, улыбались и пенились кровью».
В рассказе Бабеля «Конармия» в новелле «История одной лошади» автор показывает привязанность Хлебникова, командира первого эскадрона, к белому жеребцу. Начдив Савицкий забирает у Хлебникова его коня и в замен даёт вороную кобылёнку. Обиженный Хлебников «держал кобылёнку в чёрном теле, жаждал мести « за своего жеребца. Он даже написал прошение начальнику штаба о возращение ему своего коня, настолько полюбившегося Хлебниковым. И когда Савицкий всёже не вернул ему коня, обиженный до глубины души Хлебников, разгневанный такой несправедливостью, пишет заявление о выходе из Коммунистической партии.
праведливостью, пишет заявление о выходе из Коммунистической партии. В этом заявлении написано было очень много: «Коммунистическая партия – основана, полагаю, для радости и твёрдой правды беспредела… «. Он объяснял какой ценой дался ему жеребец, как он его выхаживал, сколько положил сил.
Автор рассказа показывает как в такое жестокое, смертельное время человек находит силы проявлять душевные качества – «я есть до серых коней охотник и положил на них силы…», «я могу чувствовать его бессловесную нужду …», «писать это заявление со слезами, которое не подобает бойцу, но текут бесперечь и секут сердце, засекая сердце в кровь…» Обида за несправедливо взятую у него лошадь, переполняла человека на столько, что Хлебников даже освидетельствовался в медкомиссии и ушёл из армии как инвалид.
Так в рассказах Шолохова и Бабеля были показаны через Трофима и Хлебникова настоящие человеческие, душевные качества, которые проявлялись у людей даже в такое страшное, жестокое время Гражданской войны.
Михаил Александрович Шолохов пришел в литературу с яркими, самобытными и суровыми произведениями о гражданской войне. Революция взломала и перевернула старый мир, и из глубины общества к свету, творчеству, созиданию нового вышли миллионы отвергнутых старым миром людей, утверждавших теперь свое право не только на существование, но и на мир, и на землю, и на свободу, и на труд. Этот новый строящийся мир оказался жестоким к тем, кто лишился богатства и привилегий, и потому цепляющимся за все, что было в прошлом в их руках: за собственность, власть, души людские.
На Дону, как и по всей России, новое схлестнулось со старым в смертельной схватке. Красные, по представлению многих станичников, «вторглись в казачий исконный быт врагами, жизнь дедову, обычную, вывернули наизнанку, как порожний карман» («Чужая кровь»). Но уже пробивались и утверждались, насаждались и укреплялись новые мысли и чувства, новые отношения между людьми. С обидой неизбывной, «как полынь на ветру», живет старый Гаврила. Кажется, все пропало: «… ломала скотина базы, гнили стропила раскрытого бурей катуха», когда стало понятно, что сын не вернется, сгинул он вместе с войском Деникина, отступающим к Новороссийску. Но человеческое сердце способно на многое, и постепенно «прикипело» оно к спасенному и выхоженному продразверстнику. Простой парень, рабочий-большевик вовлекает стариков в новую жизнь.
В рассказе «Червоточина» показана диаметрально противоположная ситуация. Из зажиточной семьи уходит младший сын Степка в ряды комсомольцев. Мучается парень, когда видит жадность и злобу отца. Их пути все больше и больше расходятся. «Откололась от него семья!» И чувствует Степка, что «в сердце нет уже ни прежней кровной любви, ни жалости к этому беспощадному человеку, который зовется его отцом». Гибнет же Степка со святой верой во всеобщее счастье.
Никого не обошла эта жестокая борьба. В нее втянуты все: старики, женщины, дети. Диву даешься, как кто-то мог уцелеть в этой кровавой мешанине («Нахаленок»).
. В рассказе «Шибалково семя» Шолохов показывает, что жизнь идет вперед независимо от катастроф. Ее невозможно остановить, она мудрее любых людских теорий. Дети рождаются даже в перерывах между сражениями, жизнь торжествует над смертью. Она учит гуманизму самых завзятых вояк.
«— За ноги его да об колесо! Что ты с ним страдаешь, Шибалок? — говорили, бывало, казаки.
А мне жалко постреленка до крайности. Думаю: «Нехай растет, батьке вязы свернут — сын будет власть советскую оборонять. Все память по Якову Шибалку будет, не бурьяном помру, потомство оставлю...» Заканчивается рассказ пророческой фразой: «Он у нас трошки из большевиков, кусаться — кусается, нечего греха таить, а слезу из него не вышибешь!..»
Впоследствии в своих произведениях о Великой Отечественной войне Шолохов покажет стойкость и героизм этих людей, рожденных гражданской войной, выросших в трудные годы социалистического строительства. Именно это поколение отстояло и сохранило свободу и независимость в смертельной схватке с фашизмом. А истоки и сила этого героизма там, в гражданской войне, так гениально показанной Шолоховым.