Русские сочинения
-
Шолохов М.А.
-
Судьба человека
-
Тема поиска жизненной правды в прозе М.А. Шолохова. (По роману «Тихий Дон» или «Поднятая целина».)
Тема поиска жизненной правды в прозе М.А. Шолохова. (По роману «Тихий Дон» или «Поднятая целина».)
Что мы знаем о людях, прошедших войну? О людях принесших победу и освобождение всей Европе от жестоких лап фашизма? Что помогало им: голодным и раненым, с одним патроном в винтовке идти в бой против многочисленного врага? Ведь не только при помощи оружия смогли мы отстоять свою жизнь и свободу. Было что-то еще. Был и самоотверженный героизм, и самопожертвование ради жизни на земле, и смерть от перенапряжения за станком в тылу. Да, было. И именно это, именно особенность русского национального характера помогла одержать победу, вынести разруху послевоенных лет и продолжить жить. Что мы понимаем под словосочетанием «русский национальный характер»? Какой смысл вкладываем в эти слова? Так сразу и не ответить, это довольно объемный и сложный вопрос. И все же основные черты, присущие в той или иной мере каждому из нас, можно обозначить следующим образом: доброта, сострадание, отзывчивость на чужое горе, терпеливость, не показной героизм, способность к самопожертвованию ради общей цели.
Много кто из писателей затрагивал эту тему, и все сходились в одном: русский человек — явление самобытное, порой логически необъяснимое. Одним из писателей современности, кому наиболее точно удалось передать русский национальный характер является М. А. Шолохов. Большинство его произведений — эпические, посвящены гражданской войне, коллективизации и Великой Отечественной войне. Отображая в своих произведениях важнейшие исторические события из жизни страны, он раскрывает их влияние на судьбы героев, да и всего народа в целом. Рассказ «Судьба человека», вышедший в конце 1956 года, как раз и раскрывает всю самобытность, всю силу русского характера.
Этот рассказ о простом русском солдате, прошедшем через все ужасы войны и высокой ценой — ценой личных потерь — сумевшем остаться человеком. Как тяжело читать следующие строки: «Иной раз не спишь ночью, глядишь в темноту пустыми глазами и думаешь: „За что же ты, жизнь, меня так покалечила? За что так исказила?“ Нету мне ответа ни в темноте, ни при ясном солнышке. Нету, и не дождусь!» Никогда не дождутся ответа и те, кто не вернулся живым с войны, и те, кто погиб в лагерях после великой победы. Только недавно у нас появилась возможность открыто говорить и о просчетах советского руководства, и о напрасных жертвах в первые годы войны, и о замученных в лагерях соотечественниках, помещенных туда собственным же государством. Но историю не повернуть вспять, не вернуть время назад...
О главном герое рассказа — Андрее Соколове мы узнаем с его же слов. Родился он в Воронежской губернии, «в гражданскую войну был в Красной Армии...» Голодные 20-е годы он смог пережить лишь потому, что «подался на Кубань, ишачить на кулаков...» За время проведенное на Кубани он потерял самых близких людей в своей жизни — отца и мать. Но судьба, отбирая одно, всегда дает взамен что-то другое. Так и здесь: герою за все страдания попадается замечательная жена: «Ласковая, тихая, не знает, где тебя усадить, бьется, чтобы и при малом достатке сладкий квасок тебе сготовить». Так и жили: он — скромный труженик, отец семейства; она — заботливая жена и мать. Тихо и скромно, но по-своему счастливо. И вдруг известие, которое всколыхнуло всю страну: «Война!» Она, жестокая и беспощадная, оторвала героя от родного дома, от любимой семьи. На фронте герой вел себя по-мужски и «терпеть не мог этаких слюнявых… Трудно, дескать, ему, тяжело, того и гляди, убьют… Жалуется, сочувствия ищет, слюнявится. а того не хочет понять, что разнесчастным бабенкам и детишкам не слаще нашего в тылу приходилось».
Чувство долга заставляет Соколова, забыв о себе, делать все ради спасения фронтовых товарищей. После двух ранений он попадает в плен к немцам. Но и здесь, в чудовищных условиях не перестает он быть человеком. Не каждый из нас бы отважился помочь незнакомому человеку. А Андрей Соколов, рискуя собственной жизнью, спасает от неминуемой смерти незнакомого командира. Не это ли благородство, самопожертвование и пресловутая смелость?
Вырваться из плена, вернуться на фронт, чтобы там сражаться с врагом — вот мысли, которые не дают покоя Андрею Соколову. И он решается бежать. Очень смелый и героический поступок учитывая то, что могло ждать за малейшую оплошность. Он бежал, но его поймали, спустили на живого собак… «Выжил, не загнулся», — так вспоминает тот момент герой.
Очень показателен эпизод, произошедший в комендатуре концлагеря. Это, по сути, сцена противостояния русского солдата Соколова и начальника немецкого лагеря Мюллера. В игре, затеянной комендантом, побеждает Соколов. Так он описывает это позже: «Захотелось мне… показать, что хотя и с голоду подыхаю, но давиться ихней подачкой не собираюсь, что у меня есть свое, русское достоинство и гордость и, что в скотину они меня не превратили...» Такое поведение героя олицетворение непобедимости воли русского человека, силы его духа, смелости и отваги. Мюллер вынужден был признать: «Вот что, Соколов, ты — настоящий русский солдат. Ты храбрый солдат. Я — тоже солдат и уважаю достойных противников. Стрелять тебя я не буду». В награду за свою храбрость герой получил от коменданта буханку хлеба и кусок сала. «Всем поровну», — так отвечает Андрей на вопрос о том, как будет делить столь шикарный подарок. И здесь, в этих словах мы видим сострадание к чужому горю, отзывчивость на боль других людей, мягкое и доброе сердце. Это делается не на показ, скромно и бескорыстно.
Вторая попытка побега удалась герою на славу: у него получилось прорваться к своим и, мало того, достать важнейшие сведения. Но радость омрачило известие о гибели семьи под бомбежкой в июне 1942 года. Казалось бы, мир рухнул, больше незачем жить… Но на то Соколов и русский солдат, чтобы жить дальше, не замыкаясь в своем горе, вести страну к победе.
Он не очерствел, не ожесточился, не сломался. Наоборот, всю сохранившуюся в сердце теплоту и любовь он отдает сироте Ванюше, который как и он остался один на белом свете. «Два осиротевших человека, две песчинки, заброшенные в чужие края военным ураганом невиданной силы… Что-то ждет их впереди?» — задается вопросом автор в финале рассказа. Страдания Соколова — это не эпизод, связанный с судьбой одного человека. Такое пережили тысячи наших соотечественников. Кто-то сломался, а кто-то выдержал все. Это и есть судьба всего народа, всей страны. В этом-то и заключается смысл рассказа «Судьба человека».
Много кто из писателей затрагивал эту тему, и все сходились в одном: русский человек — явление самобытное, порой логически необъяснимое. Одним из писателей современности, кому наиболее точно удалось передать русский национальный характер является М. А. Шолохов. Большинство его произведений — эпические, посвящены гражданской войне, коллективизации и Великой Отечественной войне. Отображая в своих произведениях важнейшие исторические события из жизни страны, он раскрывает их влияние на судьбы героев, да и всего народа в целом. Рассказ «Судьба человека», вышедший в конце 1956 года, как раз и раскрывает всю самобытность, всю силу русского характера.
Этот рассказ о простом русском солдате, прошедшем через все ужасы войны и высокой ценой — ценой личных потерь — сумевшем остаться человеком. Как тяжело читать следующие строки: «Иной раз не спишь ночью, глядишь в темноту пустыми глазами и думаешь: „За что же ты, жизнь, меня так покалечила? За что так исказила?“ Нету мне ответа ни в темноте, ни при ясном солнышке. Нету, и не дождусь!» Никогда не дождутся ответа и те, кто не вернулся живым с войны, и те, кто погиб в лагерях после великой победы. Только недавно у нас появилась возможность открыто говорить и о просчетах советского руководства, и о напрасных жертвах в первые годы войны, и о замученных в лагерях соотечественниках, помещенных туда собственным же государством. Но историю не повернуть вспять, не вернуть время назад...
О главном герое рассказа — Андрее Соколове мы узнаем с его же слов. Родился он в Воронежской губернии, «в гражданскую войну был в Красной Армии...» Голодные 20-е годы он смог пережить лишь потому, что «подался на Кубань, ишачить на кулаков...» За время проведенное на Кубани он потерял самых близких людей в своей жизни — отца и мать. Но судьба, отбирая одно, всегда дает взамен что-то другое. Так и здесь: герою за все страдания попадается замечательная жена: «Ласковая, тихая, не знает, где тебя усадить, бьется, чтобы и при малом достатке сладкий квасок тебе сготовить». Так и жили: он — скромный труженик, отец семейства; она — заботливая жена и мать. Тихо и скромно, но по-своему счастливо. И вдруг известие, которое всколыхнуло всю страну: «Война!» Она, жестокая и беспощадная, оторвала героя от родного дома, от любимой семьи. На фронте герой вел себя по-мужски и «терпеть не мог этаких слюнявых… Трудно, дескать, ему, тяжело, того и гляди, убьют… Жалуется, сочувствия ищет, слюнявится. а того не хочет понять, что разнесчастным бабенкам и детишкам не слаще нашего в тылу приходилось».
Чувство долга заставляет Соколова, забыв о себе, делать все ради спасения фронтовых товарищей. После двух ранений он попадает в плен к немцам. Но и здесь, в чудовищных условиях не перестает он быть человеком. Не каждый из нас бы отважился помочь незнакомому человеку. А Андрей Соколов, рискуя собственной жизнью, спасает от неминуемой смерти незнакомого командира. Не это ли благородство, самопожертвование и пресловутая смелость?
Вырваться из плена, вернуться на фронт, чтобы там сражаться с врагом — вот мысли, которые не дают покоя Андрею Соколову. И он решается бежать. Очень смелый и героический поступок учитывая то, что могло ждать за малейшую оплошность. Он бежал, но его поймали, спустили на живого собак… «Выжил, не загнулся», — так вспоминает тот момент герой.
Очень показателен эпизод, произошедший в комендатуре концлагеря. Это, по сути, сцена противостояния русского солдата Соколова и начальника немецкого лагеря Мюллера. В игре, затеянной комендантом, побеждает Соколов. Так он описывает это позже: «Захотелось мне… показать, что хотя и с голоду подыхаю, но давиться ихней подачкой не собираюсь, что у меня есть свое, русское достоинство и гордость и, что в скотину они меня не превратили...» Такое поведение героя олицетворение непобедимости воли русского человека, силы его духа, смелости и отваги. Мюллер вынужден был признать: «Вот что, Соколов, ты — настоящий русский солдат. Ты храбрый солдат. Я — тоже солдат и уважаю достойных противников. Стрелять тебя я не буду». В награду за свою храбрость герой получил от коменданта буханку хлеба и кусок сала. «Всем поровну», — так отвечает Андрей на вопрос о том, как будет делить столь шикарный подарок. И здесь, в этих словах мы видим сострадание к чужому горю, отзывчивость на боль других людей, мягкое и доброе сердце. Это делается не на показ, скромно и бескорыстно.
Вторая попытка побега удалась герою на славу: у него получилось прорваться к своим и, мало того, достать важнейшие сведения. Но радость омрачило известие о гибели семьи под бомбежкой в июне 1942 года. Казалось бы, мир рухнул, больше незачем жить… Но на то Соколов и русский солдат, чтобы жить дальше, не замыкаясь в своем горе, вести страну к победе.
Он не очерствел, не ожесточился, не сломался. Наоборот, всю сохранившуюся в сердце теплоту и любовь он отдает сироте Ванюше, который как и он остался один на белом свете. «Два осиротевших человека, две песчинки, заброшенные в чужие края военным ураганом невиданной силы… Что-то ждет их впереди?» — задается вопросом автор в финале рассказа. Страдания Соколова — это не эпизод, связанный с судьбой одного человека. Такое пережили тысячи наших соотечественников. Кто-то сломался, а кто-то выдержал все. Это и есть судьба всего народа, всей страны. В этом-то и заключается смысл рассказа «Судьба человека».