Русские сочинения
-
Шолохов М.А.
-
Судьба человека
-
Жизненный путь Андрея Соколова (по рассказу М. А. Шолохова "Судьба человека")
Жизненный путь Андрея Соколова (по рассказу М. А. Шолохова "Судьба человека")
«За что же ты, жизнь, меня так покалечила? Нету мне ответа ни в темноте, ни при ясном солнышке...»
М. Шолохов
В дни Великой Отечественной войны, когда М. Шолохов был на фронте корреспондентом «Правды», им было написано немало очерков о мужестве и героизме русского народа. Уже в первых военных очерках писателя наметился образ человека, сохранившего то, что делает его непобедимым, — живую душу, сердечность, человеколюбие. О рядовых участниках войны, мужественно сражающихся с врагами родины, Шолохов попытался рассказать в своем последнем крупном произведении — «Они сражались за Родину», но роман так и остался незавершенным. Из созданного в послевоенные годы в сокровищницу не только русской, но и мировой литературы вошел рассказ «Судьба человека» (1957).
«Судьба человека» — это рассказ-поэма о человеке, воине-труженике, который вынес все тяготы военных лет и сумел пронести через неимоверные физические и нравственные страдания чистую, широкую, открытую добру и Свету душу.
В «Судьбе человека» описаны необычные, исключительные события, но в основе сюжета лежит реальный случай. Рассказ построен в форме исповеди главного героя. О своем участии в гражданской войне, о том, что смолоду уже был сиротой, о том, что в голодном двадцать втором году «подался на Кубань, ишачить на кулаков, потому и уцелел», он сообщает вскользь, сосредоточиваясь по контрасту на жизни с семьей до Отечественной войны и в основном на самой недавно закончившейся войне.
Мы узнаем, что до войны Андрей Соколов был скромным тружеником, строителем, отцом семейства. Он жил обычной жизнью, работал и был по-своему счастлив. Но грянула война, и мирное счастье Соколова, как и миллионов других людей, было разрушено. Война оторвала его от семьи, от дома, от труда, — от всего того, что он любил и ценил в жизни.
Андрей Соколов пошел на фронт защищать родину. Тяжел и трагичен был его путь. На его плечи обрушились все тяготы и беды военной поры, и в первый момент он почти растворился в общей массе, стал одним из многих работников на войне, но это временное отступление от человеческого Андрей вспоминает потом с самой острой болью.
Война стала для Соколова дорогой бесконечных унижений, испытаний, лагерей. Но характер героя, его мужество раскрываются в духовном единоборстве с фашизмом. Андрей Соколов, шофер, везший снаряды на передовую, попал под обстрел, был контужен и потерял сознание, а когда очнулся, вокруг были немцы. Человеческий подвиг Андрея Соколова по-настоящему предстает не на поле боя и не на трудовом фронте, а в условиях фашистского плена, за колючей проволокой концлагеря.
Вдали от фронта Соколов пережил все тяготы войны и бесконечные издевательства. Навсегда останутся в его душе воспоминания о лагере военнопленных Б-14, где тысячи людей за колючей проволокой были отделены от мира, где шла страшная борьба не просто за жизнь, за котелок баланды, а за право остаться человеком. Лагерь стал для Андрея и испытанием на человеческое достоинство.
рея и испытанием на человеческое достоинство. Там ему пришлось впервые убить человека, не немца, а русского, со словами: «Да какой же он свой?» Это событие стало испытанием потерей «своего».
Потом была неудачная попытка бегства. Кульминацией рассказа стала сцена в комендантской. Андрей вел себя вызывающе, как человек, которому нечего терять, для которого смерть — высшее благо. Но сила человеческого духа побеждает — Соколов остается жив и выдерживает еще одно испытание: не предав в комендантской честь русского солдата, не теряет достоинства и перед своими товарищами. «Как будем харчи делить?» — спрашивает его сосед по нарам, а у самого голос дрожит. «Веем поровну», — отвечает Андрей. — Дождались рассвета. Хлеб и сало резали суровой ниткой. Досталось каждому хлеба по кусочку со спичечную коробку, каждую крошку брали на учет, ну, а сала… только губы помазать. Однако поделили без обиды".
Смерть не раз смотрела ему в глаза, но Соколов каждый раз находил в себе силы и мужество оставаться человеком. Он помнил, как в первую ночь, когда его в числе прочих военнопленных закрыли в полуразрушенной церкви, он вдруг услышал в темноте вопрос: «Раненые есть?» Это был врач. Он вправил Андрею вывихнутое плечо, и боль отступила. А доктор пошел дальше с тем же вопросом. И в плену, в страшных условиях, он продолжал «свое великое дело делать». Значит, даже в плену нужно и можно оставаться человеком. Нравственные связи с человечностью не смогли оборвать никакие жизненные перипетии, Андрей Соколов в любых условиях действует сообразно с «золотым правилом» нравственности — не делай больно другому, остается добрым и отзывчивым к людям (по мысли Шолохова, человек должен сохранять в себе человеческое, несмотря ни на какие испытания).
Андрей Соколов бежал из плена, прихватив немецкого майора с ценными документами, и остался жив, но судьба приготовила ему новый удар: жена Ирина и дочери погибли в собственном доме. Последнего родного Андрею человека, сына Анатолия, немецкий снайпер убил «аккурат девятого мая, утром, в день Победы». И самый большой подарок, какой преподнесла ему судьба, — это увидеть своего мертвого сына, перед тем как похоронить его в чужой земле...
Дорогами войн и лишений, через голод и холод, смертельную опасность и риск, прошел Андрей Соколов. Он потерял все: семья погибла, очаг разрушен, смысл жизни утерян. После всего, что пережил этот человек, он, казалось бы, мог озлобиться, ожесточиться, сломаться, но он не ропщет, не замыкается в своем горе, а идет к людям. Жизнь для тех, кто не очерствел душой, говорит автор, продолжается, потому что они способны любить и нести людям добро, умеют сделать что-то для другого, принять его в свое сердце и стать ему близким и родным. Встретив маленького мальчика Ваню и узнав, что все его родные погибли, герой решает: «Не бывать тому, чтобы нам порознь пропадать! Возьму его к себе в дети!» Именно в этой любви к мальчонке находит Андрей Соколов и преодоление своей личной трагедии, и смысл своей дальнейшей жизни.
онке находит Андрей Соколов и преодоление своей личной трагедии, и смысл своей дальнейшей жизни. Именно она, а не только его подвиги на войне, высвечивает в нем истинно гуманное, человеческое, такое близкое автору начало.
Андрей Соколов — простой русский человек, воплотивший в себе типические черты национального характера. Он прошел через все ужасы навязанной ему войны и ценой громадных, ни с чем не сравнимых и ничем не возместимых личных утрат и личных лишений отстоял родину, утвердив великое право на жизнь, свободу И независимость своей отчизны. Шолохов показал в трагических обстоятельствах человека, величественного в своей простоте. Судьба Андрея Соколова — это обобщенная история бытия человека, приходящего в этот мир ради главного — самой жизни и деятельной любви в ней к людям другим, и вместе с тем — предельно индивидуальная история жизни конкретного человека в конкретный исторический период и в конкретной стране.
М. Шолохов
В дни Великой Отечественной войны, когда М. Шолохов был на фронте корреспондентом «Правды», им было написано немало очерков о мужестве и героизме русского народа. Уже в первых военных очерках писателя наметился образ человека, сохранившего то, что делает его непобедимым, — живую душу, сердечность, человеколюбие. О рядовых участниках войны, мужественно сражающихся с врагами родины, Шолохов попытался рассказать в своем последнем крупном произведении — «Они сражались за Родину», но роман так и остался незавершенным. Из созданного в послевоенные годы в сокровищницу не только русской, но и мировой литературы вошел рассказ «Судьба человека» (1957).
«Судьба человека» — это рассказ-поэма о человеке, воине-труженике, который вынес все тяготы военных лет и сумел пронести через неимоверные физические и нравственные страдания чистую, широкую, открытую добру и Свету душу.
В «Судьбе человека» описаны необычные, исключительные события, но в основе сюжета лежит реальный случай. Рассказ построен в форме исповеди главного героя. О своем участии в гражданской войне, о том, что смолоду уже был сиротой, о том, что в голодном двадцать втором году «подался на Кубань, ишачить на кулаков, потому и уцелел», он сообщает вскользь, сосредоточиваясь по контрасту на жизни с семьей до Отечественной войны и в основном на самой недавно закончившейся войне.
Мы узнаем, что до войны Андрей Соколов был скромным тружеником, строителем, отцом семейства. Он жил обычной жизнью, работал и был по-своему счастлив. Но грянула война, и мирное счастье Соколова, как и миллионов других людей, было разрушено. Война оторвала его от семьи, от дома, от труда, — от всего того, что он любил и ценил в жизни.
Андрей Соколов пошел на фронт защищать родину. Тяжел и трагичен был его путь. На его плечи обрушились все тяготы и беды военной поры, и в первый момент он почти растворился в общей массе, стал одним из многих работников на войне, но это временное отступление от человеческого Андрей вспоминает потом с самой острой болью.
Война стала для Соколова дорогой бесконечных унижений, испытаний, лагерей. Но характер героя, его мужество раскрываются в духовном единоборстве с фашизмом. Андрей Соколов, шофер, везший снаряды на передовую, попал под обстрел, был контужен и потерял сознание, а когда очнулся, вокруг были немцы. Человеческий подвиг Андрея Соколова по-настоящему предстает не на поле боя и не на трудовом фронте, а в условиях фашистского плена, за колючей проволокой концлагеря.
Вдали от фронта Соколов пережил все тяготы войны и бесконечные издевательства. Навсегда останутся в его душе воспоминания о лагере военнопленных Б-14, где тысячи людей за колючей проволокой были отделены от мира, где шла страшная борьба не просто за жизнь, за котелок баланды, а за право остаться человеком. Лагерь стал для Андрея и испытанием на человеческое достоинство.
рея и испытанием на человеческое достоинство. Там ему пришлось впервые убить человека, не немца, а русского, со словами: «Да какой же он свой?» Это событие стало испытанием потерей «своего».
Потом была неудачная попытка бегства. Кульминацией рассказа стала сцена в комендантской. Андрей вел себя вызывающе, как человек, которому нечего терять, для которого смерть — высшее благо. Но сила человеческого духа побеждает — Соколов остается жив и выдерживает еще одно испытание: не предав в комендантской честь русского солдата, не теряет достоинства и перед своими товарищами. «Как будем харчи делить?» — спрашивает его сосед по нарам, а у самого голос дрожит. «Веем поровну», — отвечает Андрей. — Дождались рассвета. Хлеб и сало резали суровой ниткой. Досталось каждому хлеба по кусочку со спичечную коробку, каждую крошку брали на учет, ну, а сала… только губы помазать. Однако поделили без обиды".
Смерть не раз смотрела ему в глаза, но Соколов каждый раз находил в себе силы и мужество оставаться человеком. Он помнил, как в первую ночь, когда его в числе прочих военнопленных закрыли в полуразрушенной церкви, он вдруг услышал в темноте вопрос: «Раненые есть?» Это был врач. Он вправил Андрею вывихнутое плечо, и боль отступила. А доктор пошел дальше с тем же вопросом. И в плену, в страшных условиях, он продолжал «свое великое дело делать». Значит, даже в плену нужно и можно оставаться человеком. Нравственные связи с человечностью не смогли оборвать никакие жизненные перипетии, Андрей Соколов в любых условиях действует сообразно с «золотым правилом» нравственности — не делай больно другому, остается добрым и отзывчивым к людям (по мысли Шолохова, человек должен сохранять в себе человеческое, несмотря ни на какие испытания).
Андрей Соколов бежал из плена, прихватив немецкого майора с ценными документами, и остался жив, но судьба приготовила ему новый удар: жена Ирина и дочери погибли в собственном доме. Последнего родного Андрею человека, сына Анатолия, немецкий снайпер убил «аккурат девятого мая, утром, в день Победы». И самый большой подарок, какой преподнесла ему судьба, — это увидеть своего мертвого сына, перед тем как похоронить его в чужой земле...
Дорогами войн и лишений, через голод и холод, смертельную опасность и риск, прошел Андрей Соколов. Он потерял все: семья погибла, очаг разрушен, смысл жизни утерян. После всего, что пережил этот человек, он, казалось бы, мог озлобиться, ожесточиться, сломаться, но он не ропщет, не замыкается в своем горе, а идет к людям. Жизнь для тех, кто не очерствел душой, говорит автор, продолжается, потому что они способны любить и нести людям добро, умеют сделать что-то для другого, принять его в свое сердце и стать ему близким и родным. Встретив маленького мальчика Ваню и узнав, что все его родные погибли, герой решает: «Не бывать тому, чтобы нам порознь пропадать! Возьму его к себе в дети!» Именно в этой любви к мальчонке находит Андрей Соколов и преодоление своей личной трагедии, и смысл своей дальнейшей жизни.
онке находит Андрей Соколов и преодоление своей личной трагедии, и смысл своей дальнейшей жизни. Именно она, а не только его подвиги на войне, высвечивает в нем истинно гуманное, человеческое, такое близкое автору начало.
Андрей Соколов — простой русский человек, воплотивший в себе типические черты национального характера. Он прошел через все ужасы навязанной ему войны и ценой громадных, ни с чем не сравнимых и ничем не возместимых личных утрат и личных лишений отстоял родину, утвердив великое право на жизнь, свободу И независимость своей отчизны. Шолохов показал в трагических обстоятельствах человека, величественного в своей простоте. Судьба Андрея Соколова — это обобщенная история бытия человека, приходящего в этот мир ради главного — самой жизни и деятельной любви в ней к людям другим, и вместе с тем — предельно индивидуальная история жизни конкретного человека в конкретный исторический период и в конкретной стране.